Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [8]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 28.04.2024, 20:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать на сайт учителя русского языка и литературы Краюшкиной Веры Николаевны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Тема урока: «Отражение русского уклада жизни и русского национального характера

в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

 

Образовательная цель: способствовать формированию понятий «историческая поэма», «художественное время» произведения», «героический характер», «художественный образ», выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 30-х годов 19 века и с мировосприятием автора.

 

Развивающая цель: создать условия для развития у восьмиклассников умения сопоставительного анализа при работе с различными источниками информации; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

 

Воспитательная цель: воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории; обдумать и пережить сердцем конфликты, связанные  с защитой чести и человеческого достоинства.

 

Методы обучения: метод погружения, проблемный, поисково-исследовательский, практическая работа при проведении анализа художественного текста.

 

Применяемые технологии: проектно-исследовательская.

 

Формы работы на уроке: работа в группах, коллективная работа.

 

Вид урока: урок самостоятельного получения знаний (предварительная работа со словарём литературоведческих терминов), урок-практикум (анализ художественного текста).

 

Инструктаж по взаимооценке и самооценке.

Конспект урока.

 

Вступительное слово учителя.  Далёкий 16 век… Время правления Ивана Грозного… Смутное, тёмное время. Почему же обратил к нему свой взор поэт М.Ю. Лермонтов в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова?» (30-е годы 19 века, последекабрьское время, спад освободительного движения в России, бездействие поколения 30-х годов, к которому относился и сам поэт.)

К сегодняшнему уроку вы читали поэму М.Ю. Лермонтова, знакомились с различными источниками. Как вы думаете должна звучать тема нашего урока? Почему? (Чтобы понять поэму, её основную идею, необходимо увидеть, как отражены в ней русский уклад жизни того времени и русский национальный характер.)

Каким должен, по вашему мнению, быть результат нашего урока?

            В литературоведении есть такие понятия: «художественное время» и «художественное пространство».

Каково же художественное время, изображённое в поэме? (16 век, годы опричнины)

Каково художественное пространство поэмы?.(Москва (царский дворец, торговые ряды, площадь, где произошёл кулачный бой,  площадь, на которой произошла казнь, улицы старой Москвы).

Что может помочь нам лучше понять характеры героев поэмы, создать представление о её художественных образах? (Характеристика эпохи Ивана Грозного).

Учащиеся дают характеристику эпохи, используя произведения смежных искусств (живопись, скульптура). Зачитывают отрывки из «Истории государства Российского Н.М. Карамзина. Зачитывают отрывки из Домостороя о царской власти. Рассказ учащихся об опричнине, положении женщины (чтение отрывков из Домостороя)

Вывод: Каков жанр поэмы? (Историческая поэма).

Были ли конкретные прототипы у героев? (Нет)

В чём же тогда заключается историзм произведения? (В верности М.Ю. Лермонтова духу эпохи, в правдивом воспроизведении её колорита, её типичных характеров и конфликтов, в сюжете, созвучному  времени.

Учитель Теперь настало время обратить внимание на сложность характеров героев, изображённых в поэме.

            Как изображён Иван Грозный в поэме?

(«Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пыика; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего, униженного, искажённого, но сильного и благородного по всей природе духа.

            В каком настроении пребывает царь? Кому повелевает поднести золотой ковш с вином и почему?

В чём подозревает Иван Грозный своего любимого опричника? О чём может, по его мнению, горевать добрый молодец?

Понимает ли царь переживания своего любимца?

Каково душевное состояние Кирибеевича?

Можем и мы говорить о глубоком чувстве опричника? Почему? Докажите примерами из текста. (Гусляры)

Обделён ли храбростью и отвагой  Кирибеевич?

Настораживает ли вас что- либо в его поведении?

Повинен ли царь в попытке Кирибееча разрушить семейное счастье? (Непосредственной вины нет, но царь сделал возможным преступления таких, как К., создав в стране атмосферу неправды и произвола.)

Как вы расцениваете чувство К. к Алёне Дмитриевне? (Эгоизм)

Как ведёт себя А.Д.? Каковы взаимоотношения А.Д. и мужем? Считает ли она справедливым его гнев? Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа? Почему боится она мужа, в чем виновата?

Какой герой противопоставлен в поэме К.? Почему? Кого напоминает вам купец Калашников? Сравните этих двух героев.

Почему Калашников выступил против К.? Что он защищает? («защищает не красоту своей жены. Им руководит не чувство ревности, столь же бурное и слепое, как любовь К. Калашников защищает честь. И не только свою и жены. Он защищает честь имени, семьи, рода.» Кто готов поддержать Калашникова? (его братья) Калашников выступает как носитель народной правды.

Звучит мелодия из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина».  Рассвет на Москва-реке.

Учитель  Перенесёмся же из- под сводов царских палат, из высокого купеческого дома на просторы Москвы-реки. Здесь на глазах народа, разыгрывается поединок Калашникова с К.

Почему Калашников не рассказал всей правды царю? (Живёт по христианскому закону, не признаёт царского суда в делах совести.)

Как проявляются характеры Калашникова и Кирибееча перед боем?

Только ли физическую победу одерживает Калашников над К.?

Только ли его он побеждает?

Почему, выиграв бой у опричника, Калашников был казнён?

 

«Защитник дома и чести проявляет перед лицом самодержавия и перед лицом смерти такое непоколебимое мужество, такую стойкость и смелость, которые могут быть названы героическими Боец за правое дело становится мучеником за правду».

Какова роль образа Ивана Грозного в поэме? Ведь главное столкновение происходит между опричником и Калашниковым? Почему же «Песня...»  открывается сценой пира у царя, а заканчивается картиной, в которой царь появляется опять?

Без фигуры царя столкновение Калашникова с К. могло быть понято только как семейно бытовая драма. Присутствие государя, активного защитника и покровителя опричника усиливает общественное звучание конфликта.

Милостив или жесток царь?  (С одной стороны, отправляет Калашникова на плаху, с другой стороны обещает пожаловать из казны его жену, сирот, а меньшим его братьям велит торговать 2безданно, беспошлинно».

В этом поступке «проблёскивает луч благородства и величия  царственной натуры и как бы невольное признание достоинств человека, который обречён судьбою безвременной и насильственной смерти»

Царь жесток и грозен, но бессилен перед подвигом Калашникова.

Как вы думаете, кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии? (Народу) Зачитать заключение к поэме.

Что позволило М.Ю.Лермонтову так правдиво описать эпоху, рассказать о добре и зле? (Обращение к устному народному творчеству).Как ощущается эта связь в поэме? (Форма – историческая песня, былинный стих, бытовые и исторические детали, язык, фольклорные художественно-выразительные средства при изображении прошлого, лиризм,  композиция:  запев, припев, концовка, рассказчики – гусляры.

Мысль о погибшем рождает не только чувство скорби, но и ощущение силы, бодрости и энергии.

Урок наш подходит к концу. Удался ли он?  Отвечал ли урок теме, которую вы сами определили?

Какие литературоведческие понятия помогли вам сегодня лучше понять замысел поэмы?

(поэма, художественный мир произведения, художественное пространство, художественное время, сюжет, композиция, конфликт.

Можете ли вы самостоятельно сформулировать идею произведения?

Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Никогда нельзя мирится с бесчестием и несправедливостью.

 

Основные критерии самооценки, взаимооценки и оценки

знаний учащихся на уроке.

1.      Знание художественного текста.

2.      Владение навыками анализа художественного текста.

3.      Доходчивость в изложении теоретической части.

4.      Использование и применение литературоведческих терминов.

5.      Умение делать выводы, подтверждать собственные мысли примерами из литературных произведений.

6.      Владение литературной речью.

7.      Актуальность представленной презентации.

8.      Планируемый результат (формулировка идеи поэмы). Как вы его достигли?

 

п/п

Фамилия и имя учащегося

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Итоговая оценка

1.


 

 

 

2.


 

 

 

3.


 

 

 

4.


 

 

 

5.

 

 

 

 

Критерии для самооценки работы в группе.

1.      Какие знания вы получили на уроке?

2.      Какими умениями (интеллектуальными, практическими) овладели?

3.      Что удалось сделать?

4.      Что не удалось сделать? Почему?

5.      Ваши предложения по усовершенствованию работы в группах.

Категория: Мои статьи | Добавил: Вера (27.11.2012)
Просмотров: 3440 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024