Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 27.04.2024, 02:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать на сайт учителя русского языка и литературы Краюшкиной Веры Николаевны
Главная | Регистрация | Вход
Мои публикации


Развитие творческих способностей учащихся.

(Из опыта работы)

Краюшкина В.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1», ВКК

      Цель творчества – самоотдача…

Б. Пастернак

      Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой  происходит воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в дальнейшем. Известно, что исследовательская деятельность учащихся логично вписывается в структуру урока литературы, но она может стать и основой внеурочной деятельности по этому предмету. Я хочу рассказать об исследовательской проектной деятельности учащихся по литературе, построенной на краеведческом материале.

         В 7 классе перед изучением повести М. Горького «Детство»  подростки, знакомясь с биографией писателя, узнают о том, что он жил в нашем городе. Этот факт очень интересен для семиклассников, они задают множество вопросов. Конечно, проще рассказать самой о периоде пребывания классика в Борисоглебске. Но я предложила учащимся принять участие в создании исследовательского проекта, название которому они придумали самостоятельно. Совместно составили план проекта. Ребята, изъявившие принять участие в исследовательской работе, разделились  на группы: «архивариусы» (работали с архивными документами в краеведческом музее), «литературоведы» (их задача состояла в поиске и подробном анализе произведений М. Горького, в которых упоминается о нашем городе), фотокорреспонденты (фотографировали памятные места, связанные с именем писателя, искали фотографии дореволюционного Борисоглебска).  В процессе своей деятельности семиклассники  приобрели первые навыки и в систематизации полученных результатов исследований, и в создании текста проекта, и в работе над презентацией.

      Группа десятиклассников занималась исследованием творчества нашего земляка, писателя и журналиста, Виктора Кина (Суровикина), автора романа «По ту сторону», репрессированного в 1937году. Старшеклассники работали с архивными материалами, изучали труды литературоведов о романе. Особый интерес вызвали у юных исследователей рукописи Валерия Аристарховича Афанасьвеа, который преподавал литературоведение много лет назад в Борисоглебском пединституте (в настоящее время его уже нет в живых) и лично был знаком с писателем. Много интересных фактов из биографии Виктора Кина узнали учащиеся и из писем его сестёр, хранящихся в краеведческом музее. Результатом работы стал исследовательский проект «В жестоком и яростном мире» Виктора Кина», иллюстрированный содержательной презентацией.

         Увлекательной для юношей и девушек 10 класса стала творческая работа над фильмом о поэтах нашего города под названием «Душа провинции».  Идея создания фильма родилась не сразу. Сначала были многочисленные встречи с местными поэтами, участие в работе литературного объединения «Борисоглебская лира», исследование творчества Е.Порошенкова, Ф.Грига(Григорьева), Л.Поповой, Ю. Копысова, Н. Бурцева и многих других поэтов. Десятиклассники, пишущие стихи, боролись за право напечатать свои произведения в альманахе «Борисоглебские россыпи», который готовился к первому городскому литературному фестивалю «Во славу Бориса и Глеба». Старшеклассникам очень хотелось выбрать необычную форму рассказа о том, как много талантливых людей живёт рядом с нами, а мы, порой, их не замечаем. Самостоятельно приняли решение снимать фильм. Но сначала необходимо было написать сценарий. Как это сделать – толком никто из ребят не знал, поэтому творческий процесс был необычайно сложным, кропотливым, но интересным. И наконец сценарий был готов. Я представляю его в своей работе.

 

Душа провинции.

(Сценарий видеофильма)

 

         Серый пасмурный день. По улицам города спешат мрачные, озабоченные своими проблемами люди, которые ничего не замечают вокруг. И люди, и город – всё в чёрно-белом тусклом цвете.

Голос за кадром       

                            По тихой улице моей-

                 Так было, есть и, верно, будет –

       При свете дней и фонарей

       Бредут потерянные люди.

 

                 В глазах усталых – ни мольбы,

       Ни сожаленья, ни испуга.

             В тупой размерности ходьбы

          Они сторонятся друг друга.

 

                                                Учителя и маляры,

              Торговцы в тяжких позолотах

  Свои несложные миры

             Привычно прячут от кого-то.

 

                                                И не меняет колеса

      Однообразное движенье -

                                                Ни вопиющих голоса,

             Ни чужеродные вторженья…

 

Объектив камеры останавливается на отдельных лицах, и на мгновенья на их фоне мелькают яркие кадры (пейзажные зарисовки). Люди замирают, как будто прислушиваются, приглядываются, но потом опять продолжают движение.

Голос за кадром  Остановитесь! ( яркий кадр на фоне обрывающейся музыки). Посмотрите вокруг! (яркий кадр на фоне обрывающейся музыки) Удивитесь! (яркий кадр на фоне обрывающейся музыки) Замрите в восторге! (яркий кадр на фоне обрывающейся музыки). Но в ответ – безразличное молчанье. Люди проходят мимо…

Голос за кадром Разучились улыбаться, удивляться, верить? Почему? Может быть, душа больна, может быть, поэзия жизни покинула её навсегда?

Немые чёрно-белые кадры сменяются цветными. Обычный день в обычном провинциальном городе.

Блиц-интервью с прохожими:

(чёрно-белое изображение в зависимости от ответов сменяется цветным)

 - Вы любите поэзию?

- Что значит поэзия в вашей жизни?

- Вы можете жить без стихов?

- У вас есть любимое стихотворение?

- Вы читаете стихи своей любимой девушке?

- Давно ли вы держали в руках поэтический сборник?

- Кто ваш любимый поэт?

- Вы писали когда-нибудь стихи?

- Назовите имена современных поэтов?

- Нужна ли поэзия сегодня?

- Вы верите в рождение поэта, голос которого опять, как когда-то, зазвучит, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»?

- Вы задумывались когда-нибудь над фразой: «Поэт в России больше, чем поэт»?

- Вам знакомы имена Борисоглебских поэтов? Вы читали их стихи?

Фрагменты из повседневной городской жизни (звук), цветные кадры сменяются чёрно-белыми и наоборот.

          Но иногда – лишь иногда! –

                                                В толпе безликой замечаю

                                                Глаза живые, и тогда

                                                Я в них живу, а не скучаю.

(Эти строчки произносятся после ответа в защиту поэзии.)

И вдруг в звуки города врываются отдельные голоса. Это оборванные строчки стихов, которые читают Борисоглебские поэты. Потом голоса начинают звучать все вместе и вдруг обрываются.

Голос за кадром  Слышите? Это они… Они живут среди нас: читают лекции в аудитории студентам, редактируют материалы всем известной газеты, принимают пациентов, учат детей, работают над созданием телевизионных программ… (Кадры: поэты в своей повседневной жизни). Это они. Поэты. Они умеют взволновать словом самые потаённые уголки души, умеют заставить плакать, смеяться, верить в чудо, в счастье, видеть мир совсем другими глазами. (рассказ ученицы о встрече с Ф.Н.Григорьевым и кадры встречи).

Голос за кадром (на фоне музыки) :

Какое единение душ! В этом и заключается  мастерство настоящего поэта! А потом уже рифма, ритм и прочее. Каждый творец - это генератор высокого напряжения. Надо только найти силы подключиться и пропустить через себя ток высокого напряжения его души.

(Звучит тихая музыка…  Пейзажные зарисовки города, на фоне которых поэты читают свои стихи, исполняют песни собственного сочинения. )

Голос за кадром  Поэты глубинки. Поэты провинции… Поэты, несмотря ни на что…

 «У каждого поэта есть провинция. Она ему ошибки и грехи, все мелкие обиды и провинности прощает за правдивые стихи».

Голос за кадром  Читая ваши стихи или слушая их, невольно ловишь себя на мысли, что ваши слова становятся нашими, а ваше буйство чувств помогает разобраться в собственных чувствах. И это удивительно! Мы даже подчас не замечаем, как расстаёмся со своей поэтической глухотой и начинаем слышать и понимать, понимать, что в жизни главное – «устройство не быта, а бытия!»

Коллаж

(Библиотеки, галерея, школьные классы, вузовские аудитории – поэтические встречи. Сборники стихов. Пейзажные зарисовки.)

Голос за кадром  Провинция, милая сердцу провинция… (на фоне пейзажных зарисовок)

Вкруг тебя домыслы слухов –

                                         К чёрту тупые клише:

                                         Аристократия духа

                                         В провинциальной душе!

Голос за кадром  И прежде всего, в душе поэтической, а это значит, что вы, поэты, душа русской провинции, у которой есть будущее!

 

            Одним из самых интересных исследовательских проектов стал проект «Забытый памятник незабытой войны», который проводился порталом Сеть творческих учителей России. Под памятником в данном проекте подразумевался любой объект - здание, документ, памятник литературы, памятник архитектуры, обладающий исторической или нравственной ценностью, социальной значимостью в контексте рассматриваемой темы. Увлечённо работали гимназисты с архивными документами в Борисоглебском краеведческом музее: внимательно рассматривали и изучали отчёты администрации средней школы №1 имени Карла Либкнехта (так называлась наша гимназия в сороковые годы 20 века), результаты инспекторских проверок, справки опекунского совета, письменные работы учащихся. Перед юными исследователями была поставлена сложная задача: по скупым архивным материалам воссоздать  реальную картину жизни своих сверстников в годы  Великой Отечественной войны. Результатом долгой и кропотливой работы стал исследовательский проект с презентацией «Страницы прошлого листая….», написанный по отчётным документам администрации школы № 1, имени Карла Либкнехта:

 

…Двадцать второго июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Советские люди и на фронте, и в тылу всё делали для того, чтобы приблизить долгожданную победу.

         В средней школе №1 имени Карла Либкнехта ( в настоящее время МОУ «Борисоглебская гимназия № 1») 1941 – 1942 учебный год начался не в сентябре, а в октябре. Учитывая то, что в условиях войны осуществление всеобуча считалось важнейшим государственным делом, коллективом учителей в первые сентябрьские дни было проверено наличие учащихся и выяснено, что всего в школе будут обучаться пятьсот восемьдесят восемь человек. В первые дни войны сразу же по рекомендации горкома партии администрация школы организовала группу самозащиты, в которой числилось 36 учителей. Силами учащихся старших классов до первых заморозков проводилась работа по сооружению оборонительных укреплений вокруг города. Они вырыли свыше 50 метров окопов с ячейками для отдельных стрелков и пулемётов. Военным обучением были охвачены юноши и девушки восьмых – десятых классов. Тридцать семь юношей успешно сдали испытания по допризывной подготовке на «отлично» и «хорошо».  В ОСАВИАХИМе числилось 120 человек, в Российском обществе Красного креста – 226 человек. Почти все учащиеся старших классов были значкистами БГТО, ГТО, ПВХО, в истребительном городском батальоне служили вольнонаёмными (в свободное от учёбы время) три человека. В течение первого военного года каждый класс школы собирал денежные средства на танк «Пионер» (1506 рублей), на танковую колонну «Учитель» (2162 рубля). Для бойцов Красной Армии учащиеся приносили вещи: валенки, тулупы, телогрейки, рукавицы, носки, бельё. Отправляли дети бойцам и продовольственные подарки. Чтобы помочь фронту, учителя и ученики подписались на военный заем на сумму 19800 рублей. Также пионеры и комсомольцы нашей школы собирали металлолом (3,6 тонны), бутылки для зажигательной смеси (200 штук). Для эвакуированных из оккупированных областей ребята приносили из дома одеяла, подушки, одежду, обувь, посуду.

         Несмотря на трудности военного времени, большое значение уделялось учебной работе. Учителя боролись за повышение грамотности учащихся. Вот текст контрольного диктанта для второго класса, проведённого инспектором гороно: «На фронте идут бои. Наша Красная Армия бьёт врага. Приказ Сталина бить врага быстрее и сильнее выполняют наши бойцы-герои. За хорошую службу им выдали награду».

         В документах инспекторских проверок, датированных 1941 – 1942 учебным годом, отмечалось, что при прохождении программного материала учителя большое внимание обращали на воспитание чувства патриотизма. Так, при изучении в восьмом классе темы «Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова» особо подчёркивали героические черты русского народа, а при анализе поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - любовь писателя к Родине. На уроках химии в 10 классе учитель рассказывал о применении углеводородных соединений в военной промышленности.

         По результатам I четверти 1941 – 1942 учебного года из 588 учащихся успевали 564 человек, 14 человек имели неудовлетворительные оценки по отдельным предметам.

         Проводились и общешкольные собрания для родителей, тема одного из них – «Отечественная война и задачи родителей в деле оказания помощи школе». Воспитательная работа была направлена на «…подготовку учащихся, будущих храбрых патриотов Родины, готовых отдать свою молодость на борьбу с озверевшими немецкими фашистами». В школьных кружках, как и в мирное время, занимались ребята из разных классов. В хоровом – 40 человек, в драматическом – 20 человек, в литературном – 15 человек, в физкультурном – 47 человек. Кружковцы готовили концертные программы для госпиталей. Старшеклассники вместе с учителем литературы проводили вечера, посвящённые И.С. Тургеневу и М. Горькому.

         По окончании I полугодия, несмотря на грозное военное время, в школе проводились новогодние утренники и вечера. Но вместо новогодних подарков для младших классов было выделено три килограмма конфет. В отчёте школы сохранился и план проведения зимних каникул, в который включены были вылазки в лес на лыжах, культпоходы в кино. К новому году для бойцов Красной Армии ребята собрали тёплые вещи: двадцать пар рукавиц, один меховой жилет, носки. Всего отправили 45 посылок весом 104 килограмма, а также 2715 рублей на танковую колонну «Воронежский колхозник».

         Хватало забот ребятам нашей школы и во время летних каникул. Триста пятьдесят восемь учащихся и тридцать учителей выезжали в села на прополочную работу и уборочную кампанию, собирали лекарственные растения: ландыши, череду, дурман, а также заготавливали топливо в лесу.

         В 1942 – 1943 учебный год школа вступила в то время, когда «Красная Армия вела горячие бои с фашистской нечестью. Отвечая на победы над врагом бойцов на фронте, педагогический коллектив поставил перед собой задачу развернуть учебную, воспитательную работу так, чтобы добиться высокого качества в учёбе и выполнения правил поведения учащихся, утверждённых Совнаркомом РСФСР». Занятия начались в младших классах 1 сентября, в средних и старших – 10 сентября. В стране не хватало бумаги. В подарок малыши получили по две тетради, а старшеклассники  - по три. Учитывая то, что в условиях военного времени «осуществление всеобуча приобретало крупнейшее воспитательное значение», администрация школы тщательно проверила количество учащихся в классах и выяснила, что в школе отсутствует двенадцать человек, девять из которых не могут посещать занятия из-за отсутствия у них одежды и обуви. Городской отдел народного образования оказал этим ребятам помощь на сумму 1800 рублей.

         Наряду с изучением математики, русского языка, физики, химии и других общеобразовательных предметов ученики школы усердно изучали военное дело. В 5 – 6-х классах была введена санитарная подготовка. Девушки 8 – 9-х классов учились на радистов и операторов телефонной связи, 85 человек сдали нормы на значок «Ворошиловский стрелок первой степени», 25 – на значок «Истребитель танков». На классных часах проводились беседы на патриотические темы: «Герои-комсомольцы в дни Великой Отечественной войны», «Зверство фашистов в оккупированных районах», «Великий полководец Суворов».

         18 октября 1942 года старшеклассники участвовали в городских стрелковых  соревнованиях и заняли первое место. Допризывная подготовка юношей имела очень большое значение, в неё входили: спортивная подготовка, химическая подготовка, знание материальной части винтовки, знание устава, строевая подготовка и санитарная.

         27 марта 1943 года состоялись экзаменационные испытания двадцати девяти юношей 1924 – 1927 года рождения, на которых всего четыре человека получили оценку «хорошо», а все остальные – «отлично».

         В свободное от учёбы время учащиеся ухаживали за ранеными, находящимися на лечении в госпиталях, устраивали для них концерты.

         В те тревожные годы многие дети оставались без родителей, были такие ребята и в нашей школе. И тогда совершенно незнакомые люди приходили им на помощь. Среди архивных документов нередко встречаются заявления, подобные этому: «Заявление в гороно от Пажитнова В.С., Дровяной переулок, дом № 5. Прошу назначить меня опекуном над несовершеннолетними детьми Верейкиными. Раисе – 14 лет, Анатолию – 8 лет, Валентине – 4 года. Мать умерла, отец находится в Красной Армии».

         О жизни нашей школы в годы Великой Отечественной войны мы узнали из отчётов администрации и других архивных документов, написанных за неимением бумаги на обложках школьных тетрадей, на обратной стороне чертежей учащихся и даже на этикетках для консервных банок. Через десятилетия эти скупые свидетельства того далёкого и грозного времени дошли до нас и рассказали о жизни мальчишек и девчонок, наших ровесников, детство и юность которых были опалены войной.

Считаю, что развитие творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность целесообразно в учебно-воспитательном процессе. Разумеется, что исследовательский подход школьников не следует отождествлять с научными исследованиями учёных. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, «переоткрывают» их для себя, а ещё зажигают своей увлечённостью душу учителя, наполняют его жизнь всё новыми и новыми мыслями, чувствами и желанием работать творчески всегда.

 

Литература:

1.      Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы, № 3, 1998

2.      Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

3.      Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М.: МИПКРО, 2010.

4.      Прищепа Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе // Литература в школе. – 2004, № 12.

5.      Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2009.

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024