Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 26.04.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать на сайт учителя русского языка и литературы Краюшкиной Веры Николаевны
Главная | Регистрация | Вход
Мои публикации


Как возродить традицию семейного чтения?
 
 
 
                                                                                                                                                                                     Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес,
                                                                                                                                                                                      сотворённых человеком на пути к счастью и могуществу будущего.
                                                                                                                                                                                                                                                                          М. Горький
 
 
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли мужественными и целеустремлёнными, умными и добрыми, честными и принципиальными. Воспитать их настоящими людьми не легко. В сложном деле воспитания среди наших советчиков и помощников одно из важных мест принадлежит литературе. Но одно дело просто говорить об огромной воспитательной роли книг, а другое дело – научить ребёнка любить их, сформировать духовную потребность постоянного общения с книгой, стать его путеводителем в огромном книжном мире. И решать эту непростую задачу должны не только учителя литературы, но прежде всего родители, которым, несмотря на все сложности проблем современного мира, необходимо осознавать, что гармоничное развитие личности ребёнка просто немыслимо без чтения. Дети должны читать разные книги: весёлые, смешные, вызывающие серьёзные раздумья, помогающие расти хорошим человеком и воспитывающие лучшие человеческие качества, расширяющие границы познанного и открывающие путь к прекрасному. Не вызывает сомнение утверждение о том, что книги – богатейшая сокровищница. В них вся многовековая история человека, история его борьбы, поражений и побед, радостей и страданий. А.И. Герцен назвал книгу «духовным завещанием» одного поколения другому. Как мало знали бы мы о жизни греков без «Илиады» и «Одиссеи», без книг О. Бальзака и Э. Золя – о Франции, без книг Т.Драйзера - о людях Америки, без книг А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина и других русских писателей – о прошлом России, о мечтах и надеждах её народа. В чём же сила влияния книги? Почему так велико её воздействие на человека? Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Воспитательное значение хороших книг заключается в том, что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отражённой в свете определённого мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усваиваемые». М.Горький особенно подчеркивал роль книги в формировании чувств человека, его отношения к различным явлениям действительности: «Хорошая книга сознательно или бессознательно ставит себе целью разбудить в человеке чувства, воспитать в нём то или иное отношение к данному явлению жизни». Однако для того чтобы книга выполнила свою воспитательную и образовательную роль, необходимо, чтобы она была прежде всего прочитана и правильно воспринята. Могут ли родители принять участие в воспитании у своих детей любви и интереса к книге, потребности в чтении, в способности тонко и глубоко проникать в сложный мир литературных произведений? Конечно, могут. А поможет им в этом добрая, но в последние десятилетия почти окончательно забытая традиция семейного чтения, которая включает в себя и руководство детским чтением с первых лет жизни ребёнка, и чтение вслух, и обсуждение прочитанных книг, и увлекательные пересказы содержания повестей и рассказов, оставивших неизгладимый след в душе пап, мам, бабушек и дедушек с детства, и чтение наизусть любимых стихотворений. В том, что есть необходимость в возрождении традиции семейного чтения, сомнений нет, потому что давно уже настало время спасать юное поколение от бездуховности, и медлить нельзя. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире, и мы этим гордились. В настоящее время чтение книг заменили просмотры телепередач, иногда довольно сомнительного содержания, и многочасовое сидение у компьютера. Но разве всё это может заменить восторг и наслаждение, которое дано испытать и подрастающему, и взрослому человеку во время общения с хорошей книгой, которая учит любить и ненавидеть, делать добро, любоваться красотой окружающего мира и восхищаться мудрыми, справедливыми, смелыми и честными людьми. Помню, что в нашей семье книги не только читали, но и говорили о них везде – на прогулке в лесу, в свободные вечера и даже в часы, заполненные выполнением домашней работы. Уже давно нет в живых мамы, отца, дедушки и бабушек, а я до сих пор с благодарностью вспоминаю вечера, когда мы все вместе собирались в небольшой комнате и, уютно устроившись на диване, читали вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Куприна, Лескова, Тургенева, Бунина и многих других русских писателей. В детстве я просто не мыслила себя и без стихов, любовь к которым привил мне дедушка, знавший их наизусть великое множество. А с каким нетерпением ждали мы всегда очередного номера литературных журналов! «Новый мир», «Нева», «Юность», «Подъём», «Наш современник», «Роман-газета», «Иностранная литература», «Дружба народов» выписывала и читала практически каждая семья, и всегда хотелось поделиться впечатлением от только что прочитанного, поспорить, поразмышлять, пересказать содержание повести или рассказа тому, кто его ещё не успел прочитать Об этом очень красноречиво говорят данные анкетирования учащихся 5 и 7 «Б» классов. Из сорока опрошенных учеников домашняя библиотека, в которую входят произведения русских и зарубежных писателей, есть только у 15. Один только ученик назвал несколько фамилий авторов, которые пишут и писали для подростков (А.Алексин «Раздел имущества», «Мой брат играет на кларнете», А. Гайдар «Р.В.С.», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», Роллинг «Гари Потер» и «Властелин колец»). Учащиеся с трудом вспомнили писателей, произведения которых им читали в раннем детстве. В основном все назвали русские народные сказки и одни и те же фамилии авторов: К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак, С.Михалков (1 человек), при этом они коверкались. Например: Чайковский, Чиковский, «Муха-Закотуха. Только 10 человек смогли вспомнить строчки из любимых с детства стихов. («Идёт бычок..», «Наша Таня..», «Уронили Мишку на пол…»). Вслух всем учащимся читали только в раннем детстве, в основном мамы и бабушки, три человека назвали отцов. В настоящее время интересуются кругом чтения детей только в 10 семьях и то иногда. Прочитанное ребёнком произведение обсуждается редко в 6 семьях. Любят читать сами родители в 12 семьях. Читают в основном любовные романы, детективы, фантастику. Авторов произведений, которые читают родители, назвал только один ребёнок (Токарева, , Некрасов, Богомолов, Конан Дойл). Ответы учащихся говорят о том, что иногда родители рассказывают о своём круге чтения в детстве (5 человек), но никто не назвал этих авторов и произведений. Посещают библиотеки в основном сами учащиеся, а родители в 3 семьях. В одной семье нужные книги скачивают из Интернета и ещё в одной берут читать у знакомых или покупают. Ни в одной семье не читаются литературные журналы. Из сорока учащихся только один пятиклассник назвал журнал «Мурзилка».И ни в одной семье не существует традиции семейного чтения. Но, несмотря на такое отношение к чтению в семье, всё-таки не всё потеряно, потому что из сорока опрошенных 20 человек очень любят читать («Читаю так, что за уши не оторвёшь», «Без книг не мыслю себя», «Для меня книги просто развлечение)), 10 человек любят читать, но не всегда хватает на чтение время. Остальные учащиеся читают только произведения, которые изучаются на уроках литературы. Среди любимых авторов пятиклассники и семиклассники называли следующих: Пушкин, Тургенев, Д.Дефо, Ж.Верн, Дюма, Горький, Ж.Санд, Левонова, Крылов, Ш.Перо, В.Гюго, Устинова, Янковский, А.Алексин, Д.К. Роллинг. Больше половины учащихся (30 ч.) хотят в книгах найти следующие волнующие их проблемы: НЛО, экология, любовь, отношения со сверстниками, взаимоотношения отцов и детей, любовь и дружба между подростками, проблема несчастных людей в современном мире, жизнь подростков в разные времена. Выбирают книги для чтения ученики в основном по совету учителя литературы и учителей других предметов, а также по красочной обложке, по предисловию, по названию, по советам друзей. Все учащиеся, кроме одного, считают, что каждый человек должен стремиться быть начитанным, потому что книги помогают познавать жизнь, строить взаимоотношения с окружающими людьми, расширяют кругозор, развивают речь, воспитывают здоровое мировоззрение, помогают быть нравственными, способствуют духовному росту. Правда, 11 учащихся считают, что книги только учат красиво говорить. К необходимости возрождения семейного чтения половина опрошенных относится положительно, мотивируя свой ответ тем, что совместное чтение сблизит их с родителями, семья станет дружнее, родители помогут ответить на трудные вопросы, вместе легче рассуждать о важных проблемах, учиться правильному ведению спора. «В поразительный мир книг маленький человек входит так же, как он входит в жизнь, - осторожно, понемножку, осматриваясь и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы. Приучается отличать лучшее от худшего, верное от неверного. В этом чудесном мире у него появляются свои друзья и враги, привязанности и протесты, рождаются мечты, нравственные начала, на основании которых впоследствии сложатся взгляды и облик этого крошечного человека» -  писал М.Горький.
 
Риски в инновационных системах контроля и оценки знаний старших гимназистов
 
(выступление на педсовете)
 Эффективное внедрение новых образовательных стандартов, о которых идёт речь в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Очевидным выглядит и тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самых обучающихся, делает затруднительным подход к системе развивающего обучения. И если у коллег, внедряющих развивающие программы Эльконина-Давыдова, Занкова, развивающую систему «Школа 2100» на первой ступени, есть такой опыт, то учителя средних и старших классов, конечно, испытывают большие затруднения. Что же делать? Прежде всего, включать в самостоятельную познавательную деятельность самих учащихся, а возможно такое включение только при условии, если оценка станет одним из главных компонентов учебной деятельности: её регулятором, показателем результативности. Обновляется школа, обновляется современный учитель, который понимает, что проблема оценочной функции новой школы останется неразрешённой, если у него самого не будет готовности к переобучению. Что скрывать, путь этот сложный, и тот, кто его выбирает, не застрахован от промахов и ошибок. Поэтому речь в моём выступлении и пойдёт о рисках в инновационных системах контроля и оценки знаний на примере старших гимназистов, уже выбравших гуманитарный профиль обучения, а конкретно - такой предмет, как литература. Самый опасный риск – это неумение учителя учитывать на практике разницу понятий «оценка» и «отметка». Специфика преподавания литературы на первое место ставит, конечно, не отметку с её условно-формальным знаковым выражением, а оценку, то есть опору на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия. Учитель не должен забывать о том, что цифровая балльная система обязательно должна дополняться словесной, потому что каждому обучаемому не безразлично, какое впечатление своим ответом он произвёл, каков уровень его интеллектуального воздействия (и что важно!) не только на учителя, но и на своих товарищей, которые должны также принимать непосредственное участие в словесном оценивании. При словесном оценивании в равных условиях находится и сильный, и слабый ученик при условии, если оно носит стимулирующий характер. Учитель в новой школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими, думающими, а это так важно не только непосредственно на уроках литературы, но и в жизни. С чего начать? В моей практике уже был подобный опыт, который, как показало время, дал неплохие результаты. А заключался он в следующем: на первом этапе постижения литературного образования (временной отрезок – одна четверть) работа учащихся на уроке оценивалась не отметкой, а только словесным оцениванием. Использование такого метода позволяло раскрепостить старшеклассников: они избавлялись от комплексов, часто ложных, не боялись высказывать свою точку зрения, ошибаться, признавать свои ошибки и исправлять их, сопереживать успехам и неудачам товарищей по классу, а главное – почувствовали вкус первого успеха. Только после того, как на уроке между учителем и учениками будет создана полная атмосфера доверия и сотрудничества, можно приступать и к процессу выставления отметки, постепенно подключая к нему непосредственно самих учащихся. Но тут неизбежно появляется следующий риск: нарушение единства стимулирующей и контролирующей функции оценивания. Необходимо помнить о том, что контролирующая функция должна реализовываться на всех этапах обучения (существуют для этого итоговый, поурочный контроль, разнообразные формы и виды самостоятельных, проверочных домашних заданий, классных и домашних сочинений). И если эта функция оценки реализуется не систематически, недостаточно объективно (а такое в школе, к сожалению, бывает), без тщательного учета всех сопутствующих ей педагогических факторов, то она просто утрачивает свое значение. Следует подчеркнуть, что при контролирующей функции оценивания необходимо проверять не только уровень овладения учеником знаниями, умениями в их информативном содержании (что знает и чего не знает, не умеет), но и фиксировать отношение его к своему учебному труду, его общую активность на уроке, старательность, исполнительность, интерес к предмету. Стимулирующая же функция оценивания прежде всего побуждает обучающегося к самоусовершенствованию. Ориентируясь на неё, ученик изменяет свое поведение - стремится, как правило, быть дисциплинированным на уроке, регулярно выполнять все требования учителя, непрестанно двигаться к выбранной цели. Ученик, разумеется, больше ценит процесс самой работы, а учитель - ее конечный результат. Конечно, процесс подчинен результату. Если ученик мучительно работал над написанием сочинения (что для него ценно), но все-таки оно получилось не совсем удачным, то учитель не может выставить ему высокую отметку. Но вот оценить это мучительное раздумье, поиск путей решения проблем, поставленных в сочинении, самостоятельность просто необходимо, потому что цель оценки – стимулировать познание, степень успешности, которая во многом определяет настроение обучающегося, желание работать. Считаю, что при изучении предметов гуманитарного цикла, в том числе и литературы, целесообразны следующие способы оценивания: слово учителя, интонация, с которой оно произнесено, мимика, жест, кредит доверия, увеличение отметочного арсенала, то есть, применение балльно-рейтинговой системы, подробное знакомство обучающихся с критериями оценивания и самостоятельное оценивание ими собственных письменных работ и устных ответов с последующим сравнением с оценкой учителя. Практикующим учителям-предметникам хорошо известно, что одной из причин отставания обучающихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Вот почему так велика роль самооценки и взаимооценки – одного из компонентов деятельности обучающегося. Применение этого способа оценивания даёт эффект только тогда, когда он тщательно продуман и исключает определённую степень риска. А риск заключается в том, что учитель забывает или не знает, как осведомить учащихся о том, что самооценка и взаимооценка связаны не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, с содержательной и развёрнутой характеристикой собственных результатов, анализом своих достоинств и недостатков и поиском путей их устранения, а также с объективностью в самооценке и взаимооценке. Научить обучающихся оценивать знания самостоятельно непросто, особенно при проведении урока литературы. И я тоже этому пока только учусь. Но позволю себе смелость продемонстрировать, как проходил этот процесс на уроке литературы в 8 «Б» классе ( тема урока : «Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Как вы видели, во время оценки и самооценки своей деятельности на уроке восьмиклассники активны, увлечены самим процессом, но в высказываниях недостаточно объективны. К тому же, как мне кажется, такое оценивание нарушает эмоциональное восприятие материала урока, на само и взаимооценивание ушло намного больше времени, чем было запланировано. Увиденные вами видеоматериалы наглядно продемонстрировали, что процедура самооценки и взаимооценки в педагогическом процессе очень сложна и требует кропотливой, основательной работы и учителя, и обучающихся. Опыт самооценки и взаимооценки в десятом классе «Б», в котором литература изучается на профильном уровне, носит несколько иной характер. Например, перед работой над каким-либо проектом учащиеся сами заранее определяют, какой материал им необходимо изучить, на какие проблемы обратить внимание, как построить свой ответ. Планирую также апробировать новую форму зачёта по изученной теме, которая заключается в том, что десятиклассники, хорошо знающие содержание художественного текста изучаемого произведения, активно работающие на уроках, владеющие правильной литературной речью, монологическими высказываниями, по разработанным критериям будут принимать зачёты у менее преуспевших в изучении конкретной темы учеников и будут самостоятельно их оценивать. Привлекает меня мобильность этой формы. В роли учителей может побывать каждый ученик, всё зависит от его собственных стремлений в овладении темой. Думаю, что хорошие навыки объективной самооценки и взаимооценки поможет совершенствовать и такая давно забытая форма работы, как общественный смотр знаний. Считаю, что обучающиеся с моей помощью должны научиться анализировать и оценивать не только конечные результаты, но и сам процесс работы над ним, видеть сильные и слабые стороны своих ответов, выводов, а также обращать внимание на овладение правильной литературной устной и письменной речью, самостоятельно регулировать свой учебный труд, верить в свои возможности, чтобы впоследствии выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, которая поможет им достойно выдержать самое главное оценивание – независимое оценивание в форме ЕГЭ.
                                                                                                                                                                            Краюшкина В.Н., учитель русского языка и литературы.

Copyright MyCorp © 2024