Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [8]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 28.04.2024, 14:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать на сайт учителя русского языка и литературы Краюшкиной Веры Николаевны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Тема урока: «Сила Добра и Зла в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Цель урока: размышляя над судьбами героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», необходимо приоткрыть завесу в мир добра и зла, изображённый писателем и попытаться понять, как преломляются эти две категории в судьбах героев романа. Опираясь на текст произведения, исследовать сущность вопроса: может ли добро одержать победу над злом?

 

 

                                                                        Отрекись от Него – и громом

                                                                 Не расколется небосвод.

                                                                          Только свет из грешного дома

                                                                        Может быть, навсегда уйдёт.

                                                                     И заметишь ты это едва ли:

                                                            Всё заботы да суета…

                                                                  Мы не раз уже предавали

                                                                          И стыдились верить в Христа.

                                                                          Но глядит он из дальней дали,

                                                                          Весь изъязвлен и весь в крови:

                                                                Дети, Дети Моей печали,

                                                               Дети, дети Моей любви!

 

                           Н. Павлович.

 

 

Конспект урока.

 

Вступительное слово учителя     Ситуация с восприятием романа аналогична ввозу в Россию картофеля Петром I: продукт замечательный, но что с ним делать и какая часть съедобная, никто не знал. Поэтому травились и умирали. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» для русской литературы, действительно, в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со старой системой мер, так оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так. Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф - на скрупулёзную историческую достоверность, теософия - на демонизм, романтика - на клоунаду. В булгаковском романе соединились весьма органично не только все существующие в мире жанры, но и все литературные направления: классицизм (главы о Понтии Пинате), романтизм (Воланд и его свита, Маргарита), сентиментализм (любовь Мастера и Маргариты), реализм (московские главы).

    Сегодня на уроке нам необходимо исследовать, как через такие категории, как добро и зло, преломляются судьбы героев романа.

 

 Арестованный Иешуа смело заявляет Понтию Пилату, что «настанет царство истины». Что он имел в виду?

 

(Не будет никакой власти, и все люди будут свободны, а значит, счастливы.)

 

Считает ли Иешуа, что предпосылки для наступления Истины есть?

 

(Да. Он говорит. Что злых людей нет.)

 

Согласны ли вы с этим утверждением7 чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к образу Понтия Пилата, прокуратору Иудеи, сыну звездочёта и дочери мельника. Можно ли Понтия Пилата назвать добрым человеком?

 

(Да. Он хотел спасти Иешуа и даже сначала не подписал ему смертный приговор.)

 

Почему же изменил своё решение Понтий Пилат? Почему не пошёл против воли Тиберия, Великого Кесаря, Первосвященника Каифа?

 

( Понтий Пилат не мог преодолеть в себе трусость. «Неужели вы допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против Кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»)

 

«Я не разделяю твоих мыслей!» - говорит Понтий Пилат Иешуа. Так ли это на самом деле?

 

(Понтий Пилат тайно разделяет мысли Иешуа. Об этом свидетельствует его приказ убить Иуду.)

 

Можно ли сказать, что Понтий Пилат искупил свою вину перед Иешуа?

 

(Нет.)

 

Прокуратор Иудеи жестоко наказан за свою трусость. Около двух тысяч лет сидит он на площадке и спит. Но всё-таки Понтий Пилат прощён. Почему?

 

(Своими страданиями, угрызениями совести ещё при жизни он искупил свою вину.)

 

Как вы думаете, есть ли на земле сила, которая может заставить человека только добрые дела?

 

(Да. Вера в Бога.)

 

Как же герои романа относятся к вере?

 

(Каждому герою романа воздаётся по его вере. Учащиеся приводят примеры из романа, в которых идёт речь о том, как расплачиваются люди за своё безверие. Вот как воплощаются в произведении Булгакова слова Воланда «Каждому будет дано по его вере»: Берлиоз погибает под колёсами трамвая. Степан Лиходеев, пьяница и развратник, оказывается в Ялте в одном нижнем белье. В квартире Латунского устраивает погром Маргарита. Алоизия Могарыча, журналиста и стукача, свита Воланда выбрасывает из подвальчика, который был им нечестно занят. Варенуха – администратор Варьете, хам и врун, так напуган, что просит спрятать его в тюремных застенках. Андрей Фокич Соков, буфетчик варьете, расплатится за жадность и стяжательство смерть от рака печени. Никанор Иванович Босой, председатель домового комитета и взяточник, взят под арест. Николай Иванович, сосед Маргариты сначала превращён в борова, а потом всю жизнь будет в полнолуние вздыхать и жалеть о том, что больше никогда не повторится в его жизни та ночь. Самоуверенный конферансье Бенгальский на короткое время в присутствии зрителей оказывается без головы. Иван Бездомный, известный поэт, не имеющий таланта, заболевает шизофренией. Бывшего барона Майгеля, служащего зрелищной комиссии, наушника и шпиона, убивает Азазелло.)

 

Даже работники НКВД никак не могут арестовать свиту Воланда, поселившейся в «плохой квартире» № 50. почему?

 

(Булгаков хотел показать. Что есть зло страшнее и долговечнее, чем советская власть.)

 

Звучит песня «Мастер и Маргарита» в исполнении автора Игоря Николаева.

 

«Когда люди ограблены, как мы с тобой, они ищут помощи у потусторонней силы», - говорит Мастер Маргарите. О каком ограблении идёт речь?

 

(Речь идёт о духовном ограблении.)

 

Почему у Мастера нет даже имени?

 

( Он настоящий художник, поэтому его не желают признавать 3111 члена МОССОЛИТА, которые не имеют никакого отношения к настоящему творчеству.)

 

Почему роман Мастера так и остаётся ненапечатанным?

 

(Слишком неприемлемы были проблемы, поднятые в романе о Понтии Пилате, для 30-х годов двадцатого века.)

 

Характерна ли судьба Мастера для писателей, живших в  тоталитарный период?

(Учащиеся вспоминают о судьбах Мандельштама, Платонова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и самого М.Булгакова, чем подтверждают, что настоящему творчеству не было места в Советском Союзе.)

 

Почему Мастер отказывается от своего романа?

 

(Он сломлен страданиями, не способен больше бороться. Роман становится ему ненавистным. Но всё-таки Мастер не хочет его взять с собой в страну Вечного покоя, а оставляет людям. Точно также сделал и М.А.Булгаков, который перед смертью, теряя силы. Прошептал Елене Сергеевне о своём ненапечатанном романе «Мастер и Маргарита»: «Хочу, чтобы знали…»)

 

Несмотря ни на что, можем ли назвать Мастера счастливым человеком?

 

(Да. Его любила такая женщина, как Маргарита.)

 

Одной из удивительных героинь романа Булгакова, несомненно, является Маргарита. В жизни писателю, посчастливилось встретить женщин, черты которых он впоследствии воплотил в образе Маргариты. Протоирей Андрей Кураев считает, что не стоит романтизировать эту героиню и насильственно отреставрированный лик ведьмы возносить на одну ступень с Мадоннами русской классики. Согласны ли вы с таким мнением?

 

(Одиннадцатиклассники спорят, приводят примеры из текста, аргументы «за» и «против» булгаковской героини.)

 

История Мастера и Маргариты показана в двух параллельных мирах. Почему?

 

(К сожалению, в реальной жизни у возлюбленных не было никаких шансов отстоять свою любовь, поэтому отношения их складываются трагически: Маргарита, так и не решившаяся уйти от мужа, умирает от тоски, а Мастер, что очень типично для отвергнутых писателей того времени, заканчивает свои дни в сумасшедшем доме. В фантастическом мире влюблённые наконец-то обретают счастье, хотя Мастер до конца сопротивляется и ничем не хочет обременять Маргариту, он даже говорит Воланду: «Она образумится и уйдёт от меня». На что тот отвечает: «Сомневаюсь».)

 

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера,  и он обретает Вечный Покой, а по традициям русской классической литературы – Свет и Покой – едины.

 

Заключительное слово учителя      Михаил Булгаков хорошо понимал, как заблуждается человечество в своих представлениях о добре и зле. Именно поэтому он вводит в роман Воланда и его свиту, которая, с одной стороны, совершает зло по отношению к негодяям, с другой стороны, творит благо для отверженных. Но всё-таки смысл добра не в вечной борьбе, а в созидании, восхождении. поэтому ему не нужны вечные враги, а нужна лишь Вера. (Обращение к эпиграфу урока.) Добру есть что делать в этом мире и без постоянной оглядки на зло.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Вера (27.11.2012)
Просмотров: 10480 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024