Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [8]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 27.04.2024, 21:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать на сайт учителя русского языка и литературы Краюшкиной Веры Николаевны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Урок литературы. 8 класс. "Разве Савельич раб? Да он..."

Тема урока: «Разве Савельич раб? Да он…»

 

Урок-размышление с элементами исследования в 7 «Б» классе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

 

Савельич чудо! Лицо самое трагическое…

В.Ф. Одоевский

 

                                                                                      

                                                                                      … характеры, подобные

  Савельичу, не

                                                                                           исключение – их миллионы, от них

                                                                                           во многом зависит будущее России.

                                                                                                                      Г. П. Макогоненко

 

 

Цель урока: в ходе анализа художественного произведения прийти к выводу о том, что «… характеры, подобные Савельичу, не исключение – их миллионы, от них во многом зависит будущее России».

 

Образовательные задачи: продолжить формирование навыка анализа художественного текста, развивать владение монологической речью и умение вести дискуссию.

 

Воспитательные задачи: на примере создания портрета литературного героя (Савельича) формировать у учащихся такие качества, как гуманизм, чувство национальной гордости, воспитывать любовь к русской классической литературе.

 

Тип урока: самостоятельная умственная деятельность учащихся.

 

Форма урока: индивидуальная и групповая работа учащихся.

 

Вид урока: урок-размышление с элементами исследования.

 

Методические приёмы: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, обучение анализу художественного текста, слово учителя.

 

Технологии: личностно развивающее и проблемное обучение, использование ИКТ.

 

 

 

 

Конспект урока.

 

Вступительное слово учителя.

            Уж так заведено издавна, что многие и многие поколения русских школьников изучали на уроках литературы повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вот и вы прочитали это замечательное произведение. Я знаю: большинство из вас не просто читали, а размышляли, переживали за героев, задумывались не только об их, но и о своих поступках. Многие герои полюбились вам за самоотверженность, смелость, обострённое чувство долга. Но среди персонажей есть один, который не раз вызывал вашу невольную улыбку, но вряд ли вы задумывались всерьёз о его месте в повести «Капитанская дочка». О каком литературном герое я веду речь?

            (Савельич, дядька Петра Гринева, его слуга, раб.)

            Пока мы знаем о Савельиче одно: он крепостной крестьянин, а значит, раб. Но так ли это на самом деле? Какие задачи должны вы поставить перед собой, чтобы опровергнуть или, наоборот, подтвердить эту точку зрения?

             (Заглянуть в самую глубину души Савельича, понять причины его поступков, противоречивость натуры и даже драматизм его положения, другими словами, нарисовать портрет литературного героя.)

            Возможно, решив все эти задачи, мы сможем продолжить фразу: «Разве Савельич раб? Да он…», которая и будет сегодня темой нашего урока.

            - Как вы думаете, может ли пригодиться нам та схема портрета литературного героя, которой вы привыкли пользоваться? Почему?

            (Ничего не знаем о его прошлом, о детстве. Только несколько скупых строчек в начале повести говорят о том, что Савельич был стремянным и, наверное, неплохим охотником.) 

- А как звали Савельича? Как часто встречается в повести его имя?

            (Таких крепостных савельичей в царской России было великое множество. Он является типичным представителем народной массы.)

            - Что же может нам помочь в создании портрета этого литературного героя? Удастся  ли  определить основные черты его характера?

            (Поведение Савельича, взаимоотношения с окружающими людьми и, прежде всего, со своим «дитятей» Петром Андреевичем.)

            - Что же связывало Савельича с Петром Гринёвым? Можно ли назвать Савельича наставником Петруши? Почему  Савельич так опекал его?

            Мы не знаем, распространялась ли эта опека на Петра в период его жизни в родительском доме, но когда Гринёв оказался на свободе, Савельич старался не спускать с него глаз и наставлять на путь истинный. Какая сцена из повести подтверждает это?

            (Сцена проигрыша.)

            - Как вы расцениваете поведение Савельича? Гринёв понимает, что Савельич прав? Кого винит Савельич за этот проступок прежде всего?

            (Себя и француза)

            - Но ведь Савельич не остановил Гринёва, Пётр всё равно отдал деньги. Несмотря на это, получил ли он урок на будущее?

            (Дал слово не распоряжаться деньгами без ведома Савельича.)

            - Какие черты характера Савельича проявляются в этой сцене?

            Мы знаем, что Петра Гринёва,  покинувшего отчий дом, подстерегали разные неожиданные ситуации. Одна из них – буран, который застигает его и Савельича в дороге.

            - Как ведёт себя Савельич при приближении стихии? Чем его поведение отличается от поведения Гринёва?

            (Савельич предусмотрителен, считается с мнением ямщика.)

            - Почему во время бурана Гринёв спокойно засыпает?

            (Потому что рядом с ним Савельич и такие же, как и он, надёжные люди из народа.)

             За ямщика Савельич заступился, а вот к человеку, который спасает их во время метели, испытывает неприязнь. Почему? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим домашнее задание, которое приготовили ребята.

            (Исполняется сцена дарения Гринёвым Пугачёву заячьего тулупа.)

 

            (Савельич не испытывает симпатию к вожатому, потому что на подсознательном уровне чувствует, что тот опасен для Петра. Вожатый человек из народа, но он не такой, как Савельич. Его независимость пугает дядьку Гринёва.)

            - Можно ли в этой сцене назвать Савельича деспотом по отношению к Гринёву?

            (Деспотизм Савельича от любви, а любовь прощает всё. )

            - Как воспринимает Савельич дуэль Петра с Швабриным? Какие черты характера Савельича проявляются после дуэли?

            (Искренне переживает, сидит у постели барина. Савельич заботливый, преданный, верный.)

            - Но понимает ли это Пётр Гринёв?

            - В поэме Николая Алексеевича Некрасова есть такие строчки:

 

Люди холопского звания

                                                         Сущие псы иногда.

                                                        Чем тяжелей наказания,

                                                        Тем им милей господа.

           

- Можно ли отнести эти строчки к Савельичу? Докажите.

(Учащиеся находят эпизод с письмом и зачитывают его.)

            - Мог ли Савельич написать письмо о дуэли?

(Нет. Он не способен предать Петра ни при каких обстоятельствах. Жаловаться было не в его правилах.)

            - Как отнёсся Савельич к письму отца Гринёва?

            (В его реакции на письмо отца Гринёва – боль, возмущение; в рабе просыпается чувство собственного достоинства, обида на несправедливость.)

            - Но готов ли Савельич терпеть незаслуженную обиду?

            (Чтение ответного письма Савельича.)

Характер письма сдержанный, хотя всё-таки кланяется рабски и подписывается: верный холоп. Письмо поражает драматизмом. Савельич подавляет в себе чувство собственного достоинства. По этому поводу хочется вспомнить один из эпиграфов к уроку.

-  Какой именно?

(Слова Одоевского)

           Вывод: Да, Савельич раб по положению, но не по духу.

- Приведите примеры, подтверждающие этот вывод.

 

            (Просмотр эпизода казни из к/ф «Капитанская дочка».)

 

(Савельич совершает подвиг, он готов отдать свою жизнь за Петра Гринёва. Он везде сопровождает своего барина, даже едет с ним в логово самого Пугачёва)

            В какой сцене Савельич ещё раз проявляет бесстршие и преданность Гринёву?

            (Сцена с реестром.)

            - Какой художественный приём использует автор для характеристики Савельича в этой сцене и во многих других?

            (Юмор, комизм)

            - Почему Пугачёв так снисходительно относится к Савельичу?

            - Сравните Пугачёва и Савельича. Что между ними общего и какая разница?

(И Савелич, и Пугачёв – оба представители народа, но Пугачёв не хочет мириться со своей долей, а Савельич смиряется со своим положением. Он предан господам, его образ жизни единственно возможный для него. Савельич не понимает Пугачёва, потому что не принимает жестокость, кровь, смерть. Савельич со своей патриархальностью и приверженностью традициям – созидатель, а не разрушитель.)

            -Какие слова автора-рассказчика созвучны жизненным установкам Савельича?

(«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»)

            Портрет литературного героя немыслим без описания его внешности. Встречаем ли мы описание внешности Савельича в повести?

            (Нет.)

            - Почему?

            (Савельич – типичный представитель народа. Его образ собирательный.)

            -Какой вы представляете себе внешность Савельича?

(Учащиеся дают словесное описание внешности Савельича.)

            Давайте посмотрим, каким увидел Савельича художник Герасимов. Да, таких, как Савеьич, в крепостной России было великое множество. И господа, которым они служили верой и правдой, никогда не задумывались об отношении к ним.

            - Таков ли герой повести Пётр Гринёв? Слышит ли от него Савельич слова благодарности, которые заслужил?

            (Нет. Только по истечении времени в своих записках, вспоминая старого слугу, он с душевной теплотой рассказывает о Савельиче, используя эпитеты: «бедный», «добрый», «верный», которые, как нельзя лучше, определяют характер Савельича.)

            - А как относится к Савельичу сам автор, А.С.Пушкин? Что помогло ему нарисовать портрет доброго, любящего и преданного Савельича?

            (Пушкин понимал, что значит такая любовь, потому что в его жизни была няня Арина Родионовна.)

            Итак, давайте обратимся опять к теме урока. Думаю, что теперь вам есть, что сказать вместо многоточия.

            (Учащиеся делают вывод, полностью рисуют портрет литературного героя, Савельича.)

 

Заключительное слово учителя.

 

            Вот и подошёл к концу наш урок, и я думаю, что доброта, чуткость, самопожертвование, самоотверженность, искренность и в то же время трагизм пушкинского героя Савельича не оставили вас равнодушными, и ваши сердца наполнились истинной человеческой любовью и состраданием.

           
Категория: Мои статьи | Добавил: Вера (19.05.2010)
Просмотров: 14262 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.1/9
Всего комментариев: 1
1 маша  
0
пожалуста напишите воспитание и образование гринева, его отношение с савельичем и что можно сказать о его матери и отце?

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024