Урок литературы. 8 класс. "Разве Савельич раб? Да он..."
Тема урока: «Разве Савельич раб? Да
он…»
Урок-размышление
с элементами исследования в 7 «Б» классе по повести А.С.Пушкина «Капитанская
дочка»
Савельич
чудо! Лицо самое трагическое…
В.Ф.
Одоевский
… характеры, подобные
Савельичу, не
исключение
– их миллионы, от них
во многом зависит будущее России.
Г.
П. Макогоненко
Цель
урока: в ходе
анализа художественного произведения прийти к выводу о том, что «… характеры,
подобные Савельичу, не исключение – их миллионы, от них во многом зависит
будущее России».
Образовательные
задачи: продолжить
формирование навыка анализа художественного текста, развивать владение
монологической речью и умение вести дискуссию.
Воспитательные
задачи: на примере
создания портрета литературного героя (Савельича) формировать у учащихся такие
качества, как гуманизм, чувство национальной гордости, воспитывать любовь к
русской классической литературе.
Тип
урока:
самостоятельная умственная деятельность учащихся.
Форма
урока:
индивидуальная и групповая работа учащихся.
Вид
урока:
урок-размышление с элементами исследования.
Методические
приёмы:
эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, обучение анализу
художественного текста, слово учителя.
Технологии: личностно развивающее и проблемное
обучение, использование ИКТ.
Конспект урока.
Вступительное
слово учителя.
Уж так заведено издавна, что многие
и многие поколения русских школьников изучали на уроках литературы повесть А.С.
Пушкина «Капитанская дочка». Вот и вы прочитали это замечательное произведение.
Я знаю: большинство из вас не просто читали, а размышляли, переживали за
героев, задумывались не только об их, но и о своих поступках. Многие герои
полюбились вам за самоотверженность, смелость, обострённое чувство долга. Но
среди персонажей есть один, который не раз вызывал вашу невольную улыбку, но
вряд ли вы задумывались всерьёз о его месте в повести «Капитанская дочка». О
каком литературном герое я веду речь?
(Савельич, дядька Петра Гринева, его
слуга, раб.)
Пока мы знаем о Савельиче одно: он
крепостной крестьянин, а значит, раб. Но так ли это на самом деле? Какие задачи
должны вы поставить перед собой, чтобы опровергнуть или, наоборот, подтвердить
эту точку зрения?
(Заглянуть в самую глубину души Савельича,
понять причины его поступков, противоречивость натуры и даже драматизм его
положения, другими словами, нарисовать портрет литературного героя.)
Возможно, решив все эти задачи, мы
сможем продолжить фразу: «Разве Савельич раб? Да он…», которая и будет сегодня
темой нашего урока.
- Как вы думаете, может ли
пригодиться нам та схема портрета литературного героя, которой вы привыкли
пользоваться? Почему?
(Ничего не знаем о его прошлом, о
детстве. Только несколько скупых строчек в начале повести говорят о том, что
Савельич был стремянным и, наверное, неплохим охотником.)
- А как звали Савельича? Как часто встречается в повести
его имя?
(Таких крепостных савельичей в
царской России было великое множество. Он является типичным представителем
народной массы.)
- Что же может нам помочь в создании
портрета этого литературного героя? Удастсялиопределить основные черты его
характера?
(Поведение Савельича,
взаимоотношения с окружающими людьми и, прежде всего, со своим «дитятей» Петром
Андреевичем.)
- Что же связывало Савельича с
Петром Гринёвым? Можно ли назвать Савельича наставником Петруши? ПочемуСавельич так опекал его?
Мы не знаем, распространялась ли эта
опека на Петра в период его жизни в родительском доме, но когда Гринёв оказался
на свободе, Савельич старался не спускать с него глаз и наставлять на путь
истинный. Какая сцена из повести подтверждает это?
(Сцена проигрыша.)
- Как вы расцениваете поведение
Савельича? Гринёв понимает, что Савельич прав? Кого винит Савельич за этот
проступок прежде всего?
(Себя и француза)
- Но ведь Савельич не остановил
Гринёва, Пётр всё равно отдал деньги. Несмотря на это, получил ли он урок на
будущее?
(Дал слово не распоряжаться деньгами
без ведома Савельича.)
- Какие черты характера Савельича
проявляются в этой сцене?
Мы знаем, что Петра Гринёва,покинувшего отчий дом, подстерегали разные
неожиданные ситуации. Одна из них – буран, который застигает его и Савельича в
дороге.
- Как ведёт себя Савельич при
приближении стихии? Чем его поведение отличается от поведения Гринёва?
(Савельич предусмотрителен,
считается с мнением ямщика.)
- Почему во время бурана Гринёв
спокойно засыпает?
(Потому что рядом с ним Савельич и
такие же, как и он, надёжные люди из народа.)
За ямщика Савельич заступился, а вот к
человеку, который спасает их во время метели, испытывает неприязнь. Почему? Но
прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим домашнее задание, которое
приготовили ребята.
(Савельич не испытывает симпатию к
вожатому, потому что на подсознательном уровне чувствует, что тот опасен для
Петра. Вожатый человек из народа, но он не такой, как Савельич. Его
независимость пугает дядьку Гринёва.)
- Можно ли в этой сцене назвать
Савельича деспотом по отношению к Гринёву?
(Деспотизм Савельича от любви, а
любовь прощает всё. )
- Как воспринимает Савельич дуэль
Петра с Швабриным? Какие черты характера Савельича проявляются после дуэли?
(Искренне переживает, сидит у
постели барина. Савельич заботливый, преданный, верный.)
- Но понимает ли это Пётр Гринёв?
- В поэме Николая Алексеевича
Некрасова есть такие строчки:
Люди
холопского звания
Сущие псы иногда.
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
- Можно ли
отнести эти строчки к Савельичу? Докажите.
(Учащиеся
находят эпизод с письмом и зачитывают его.)
- Мог ли Савельич написать письмо о
дуэли?
(Нет. Он
не способен предать Петра ни при каких обстоятельствах. Жаловаться было не в
его правилах.)
- Как отнёсся Савельич к письму отца
Гринёва?
(В его реакции на письмо отца
Гринёва – боль, возмущение; в рабе просыпается чувство собственного
достоинства, обида на несправедливость.)
- Но готов ли Савельич терпеть
незаслуженную обиду?
(Чтение ответного письма Савельича.)
Характер
письма сдержанный, хотя всё-таки кланяется рабски и подписывается: верный
холоп. Письмо поражает драматизмом. Савельич подавляет в себе чувство собственного
достоинства. По этому поводу хочется вспомнить один из эпиграфов к уроку.
-Какой именно?
(Слова
Одоевского)
Вывод: Да, Савельич раб по
положению, но не по духу.
-
Приведите примеры, подтверждающие этот вывод.
(Просмотр эпизода казни из к/ф
«Капитанская дочка».)
(Савельич
совершает подвиг, он готов отдать свою жизнь за Петра Гринёва. Он везде
сопровождает своего барина, даже едет с ним в логово самого Пугачёва)
В какой сцене Савельич ещё раз
проявляет бесстршие и преданность Гринёву?
(Сцена с реестром.)
- Какой художественный приём
использует автор для характеристики Савельича в этой сцене и во многих других?
(Юмор, комизм)
- Почему Пугачёв так снисходительно
относится к Савельичу?
- Сравните Пугачёва и Савельича. Что
между ними общего и какая разница?
(И
Савелич, и Пугачёв – оба представители народа, но Пугачёв не хочет мириться со
своей долей, а Савельич смиряется со своим положением. Он предан господам, его
образ жизни единственно возможный для него. Савельич не понимает Пугачёва,
потому что не принимает жестокость, кровь, смерть. Савельич со своей
патриархальностью и приверженностью традициям – созидатель, а не разрушитель.)
-Какие слова автора-рассказчика
созвучны жизненным установкам Савельича?
(«Не
приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»)
Портрет литературного героя немыслим
без описания его внешности. Встречаем ли мы описание внешности Савельича в
повести?
(Нет.)
- Почему?
(Савельич – типичный представитель
народа. Его образ собирательный.)
-Какой вы представляете себе
внешность Савельича?
(Учащиеся
дают словесное описание внешности Савельича.)
Давайте посмотрим, каким увидел
Савельича художник Герасимов. Да, таких, как Савеьич, в крепостной России было
великое множество. И господа, которым они служили верой и правдой, никогда не
задумывались об отношении к ним.
- Таков ли герой повести Пётр
Гринёв? Слышит ли от него Савельич слова благодарности, которые заслужил?
(Нет. Только по истечении времени в
своих записках, вспоминая старого слугу, он с душевной теплотой рассказывает о
Савельиче, используя эпитеты: «бедный», «добрый», «верный», которые, как нельзя
лучше, определяют характер Савельича.)
- А как относится к Савельичу сам
автор, А.С.Пушкин? Что помогло ему нарисовать портрет доброго, любящего и
преданного Савельича?
(Пушкин понимал, что значит такая
любовь, потому что в его жизни была няня Арина Родионовна.)
Итак, давайте обратимся опять к теме
урока. Думаю, что теперь вам есть, что сказать вместо многоточия.
(Учащиеся делают вывод, полностью
рисуют портрет литературного героя, Савельича.)
Заключительное
слово учителя.
Вот и подошёл к концу наш урок, и я
думаю, что доброта, чуткость, самопожертвование, самоотверженность, искренность
и в то же время трагизм пушкинского героя Савельича не оставили вас
равнодушными, и ваши сердца наполнились истинной человеческой любовью и
состраданием.