Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [8]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 17.05.2024, 06:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать на сайт учителя русского языка и литературы Краюшкиной Веры Николаевны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская работа "Страницы прошлого листая..."

МОУ «Борисоглебская гимназия № 1»

 

 

 

Страницы прошлого листая…

 

Исследовательская работа в рамках проекта «Забытые памятники Великой Отечественной войны» по отчётным документам администрации школы № 1 имени Карла Либкнехта периода Великой Отечественной войны

 

                                        

Исследовательскую работу

подготовили ученики

6 класса

Чистякова Елена,

Рябых Анна,

Ожог Мария,

Дубровский Артём,

Попова Яна

под руководством учителя

Краюшкиной В.Н.

 

Борисоглебск, 2010 

 

Страницы прошлого листая…

 

            Двадцать второго июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Советские люди и на фронте, и в тылу всё делали для того, чтобы приблизить долгожданную победу.

         В средней школе №1 имени Карла Либкнехта ( в настоящее время МОУ «Борисоглебская гимназия № 1») 1941 – 1942 учебный год начался не в сентябре, а в октябре. Учитывая то, что в условиях войны осуществление всеобуча считалось важнейшим государственным делом, коллективом учителей в первые сентябрьские дни было проверено наличие учащихся и выяснено, что всего в школе будут обучаться пятьсот восемьдесят восемь человек. В первые дни войны сразу же по рекомендации горкома партии администрация школы организовала группу самозащиты, в которой числилось 36 учителей. Силами учащихся старших классов до первых заморозков проводилась работа по сооружению оборонительных укреплений вокруг города. Они вырыли свыше 50 метров окопов с ячейками для отдельных стрелков и пулемётов. Военным обучением были охвачены юноши и девушки восьмых – десятых классов. Тридцать семь юношей успешно сдали испытания по допризывной подготовке на «отлично» и «хорошо».  В осоавиахиме числилось 120 человек, в Российском обществе Красного креста – 226 человек. Почти все учащиеся старших классов были значкистами БГТО, ГТО, ПВХО, в истребительном городском батальоне служили вольнонаёмными (в свободное от учёбы время) три человека. В течение первого военного года каждый класс школы собирал денежные средства на танк «Пионер» (1506 рублей), на танковую колонну «Учитель» (2162 рубля). Для бойцов Красной Армии учащиеся приносили вещи: валенки, тулупы, телогрейки, рукавицы, носки, бельё. Отправляли дети бойцам и продовольственные подарки. Чтобы помочь фронту, учителя и ученики подписались на военный заем на сумму 19800 рублей. Также пионеры и комсомольцы нашей школы собирали металлолом (3,6 тонны), бутылки для зажигательной смеси (200 штук). Для эвакуированных из оккупированных областей ребята приносили из дома одеяла, подушки, одежду, обувь, посуду.

         Несмотря на трудности военного времени, большое значение уделялось учебной работе. Учителя боролись за повышение грамотности учащихся. Вот текст контрольного диктанта для второго класса, проведённого инспектором гороно: «На фронте идут бои. Наша Красная Армия бьёт врага. Приказ Сталина бить врага быстрее и сильнее выполняют наши бойцы-герои. За хорошую службу им выдали награду».

         В документах инспекторских проверок, датированных 1941 – 1942 учебным годом, отмечалось, что при прохождении программного материала учителя большое внимание обращали на воспитание чувства патриотизма. Так, при изучении в восьмом классе темы «Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова» особо подчёркивали героические черты русского народа, а при анализе поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - любовь писателя к Родине. На уроках химии в 10 классе учитель рассказывал о применении углеводородных соединений в военной промышленности.

         По результатам I четверти 1941 – 1942 учебного года из 588 учащихся успевали 564 человек, 14 человек имели неудовлетворительные оценки по отдельным предметам.

         Проводились и общешкольные собрания для родителей, тема одного из них – «Отечественная война и задачи родителей в деле оказания помощи школе». Воспитательная работа была направлена на «…подготовку учащихся, будущих храбрых патриотов Родины, готовых отдать свою молодость на борьбу с озверевшими немецкими фашистами». В школьных кружках, как и в мирное время, занимались ребята из разных классов. В хоровом – 40 человек, в драматическом – 20 человек, в литературном – 15 человек, в физкультурном – 47 человек. Кружковцы готовили концертные программы для госпиталей. Старшеклассники вместе с учителем литературы проводили вечера, посвящённые И.С. Тургеневу и М. Горькому.

         По окончании I полугодия, несмотря на грозное военное время, в школе проводились новогодние утренники и вечера. Но вместо новогодних подарков для младших классов было выделено три килограмма конфет. В отчёте школы сохранился и план проведения зимних каникул, в который включены были вылазки в лес на лыжах, культпоходы в кино. К новому году для бойцов Красной Армии ребята собрали тёплые вещи: двадцать пар рукавиц, один меховой жилет, носки. Всего отправили 45 посылок весом 104 килограмма, а также 2715 рублей на танковую колонну «Воронежский колхозник».

         Хватало забот ребятам нашей школы и во время летних каникул. Триста пятьдесят восемь учащихся и тридцать учителей выезжали в села на прополочную работу и уборочную кампанию, собирали лекарственные растения: ландыши, череду, дурман, а также заготавливали топливо в лесу.

         В 1942 – 1943 учебный год школа вступила в то время, когда «Красная Армия вела горячие бои с фашистской нечестью. Отвечая на победы над врагом бойцов на фронте, педагогический коллектив поставил перед собой задачу развернуть учебную, воспитательную работу так, чтобы добиться высокого качества в учёбе и выполнения правил поведения учащихся, утверждённых Совнаркомом РСФСР». Занятия начались в младших классах 1 сентября, в средних и старших – 10 сентября. В стране не хватало бумаги. В подарок малыши получили по две тетради, а старшеклассники  - по три. Учитывая то, что в условиях военного времени «осуществление всеобуча приобретало крупнейшее воспитательное значение», администрация школы тщательно проверила количество учащихся в классах и выяснила, что в школе отсутствует двенадцать человек, девять из которых не могут посещать занятия из-за отсутствия у них одежды и обуви. Городской отдел народного образования оказал этим ребятам помощь на сумму 1800 рублей.

         Наряду с изучением математики, русского языка, физики, химии и других общеобразовательных предметов ученики школы усердно изучали военное дело. В 5 – 6-х классах была введена санитарная подготовка. Девушки 8 – 9-х классов учились на радистов и операторов телефонной связи, 85 человек сдали нормы на значок «Ворошиловский стрелок первой степени», 25 – на значок «Истребитель танков». На классных часах проводились беседы на патриотические темы: «Герои-комсомольцы в дни Великой Отечественной войны», «Зверство фашистов в оккупированных районах», «Великий полководец Суворов».

         18 октября 1942 года старшеклассники участвовали в городских стрелковых  соревнованиях и заняли первое место. Допризывная подготовка юношей имела очень большое значение, в неё входили: спортивная подготовка, химическая подготовка, знание материальной части винтовки, знание устава, строевая подготовка и санитарная.

         27 марта 1943 года состоялись экзаменационные испытания двадцати девяти юношей 1924 – 1927 года рождения, на которых всего четыре человека получили оценку «хорошо», а все остальные – «отлично».

         В свободное от учёбы время учащиеся ухаживали за ранеными, находящимися на лечении в госпиталях, устраивали для них концерты.

         В те тревожные годы многие дети оставались без родителей, были такие ребята и в нашей школе. И тогда совершенно незнакомые люди приходили им на помощь. Среди архивных документов нередко встречаются заявления, подобные этому: «Заявление в гороно от Пажитнова В.С., Дровяной переулок, дом № 5. Прошу назначить меня опекуном над несовершеннолетними детьми Верейкиными. Раисе – 14 лет, Анатолию – 8 лет, Валентине – 4 года. Мать умерла, отец находится в Красной Армии».

         О жизни нашей школы в годы Великой Отечественной войны мы узнали из отчётов администрации и других архивных документов, написанных за неимением бумаги на обложках школьных тетрадей, на обратной стороне чертежей учащихся и даже на этикетках для консервных банок. Через десятилетия эти скупые свидетельства того далёкого и грозного времени дошли до нас и рассказали о жизни мальчишек и девчонок, наших ровесников, детство и юность которых были опалены войной.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Вера (19.05.2010)
Просмотров: 1615 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024